Психологическое развитие ребенка до года

 В связи с появлением в доме новорожденного малыша у новоиспеченных родителей возникает немало вопросов по уходу за ним и ничуть не меньше опасений по поводу его психического и физического развития. И если с развитием физическим все более или менее понятно (оно во многом зависит от двигательной активности самого малыша), то с развитием психическим дело обстоит немного иначе. Что же влияет на психологическое развитие ребенка до года, и кто является основным «двигателем» в этом ответственном процессе?

 Стоит сразу подметить, что собственно на первом году человеческой жизни закладываются основы психического развития и формируются познавательные рефлексы, которые накладывают глубокий след на всю его, человека, последующую жизнь.

 Потому каждому родителю следует с особой ответственностью отнестись к этому моменту. Тем более, что своевременное и гармоничное психологическое развитие ребенка до года во многом зависит от окружающей его действительности. А именно от того, сколько времени ему уделяют родители и старшие дети (если они есть в семье), как они общаются и занимаются с ним.

 Итак, рассмотрим, как развивается малыш по месяцам

 Основное занятие новорожденного малыша – это сон, в котором он пребывает практически круглые сутки с кратковременными перерывами на бодрствование (не более получаса) и прием пищи. Наблюдается кратковременное проявление реакции на звуки, свет и, разумеется, боль.

 Месячный малыш уже проявляет чуть больше активности: время бодрствования достигает часа, он может следить взглядом за предметом (правда без поворота головы) и выказывать свои эмоции при помощи мимики, кряхтения и крика.

 Двухмесячный карапуз уже достаточно уверенно следит за интересующим его предметом, слегка поворачивая за ним головку, осознанно улыбается, реагирует и отвечает на речь взрослого гулением и некоторым оживлением, то есть пытается вступать в диалог.

 В трехмесячном возрасте малыш уже четко выделяет маму среди других людей; понимает, когда к нему обращаются; с интересом рассматривает свои ручонки и играет с подвешенной игрушкой; отслеживает движение предметов, полностью поворачивая вслед за ними голову; активно гулит и даже смеется.

 Четырехмесячный ребенок может длительное время рассматривать какой-либо предмет; удерживать в ручке погремушку; громко и продолжительно смеяться; находить глазками и следить взглядом за мамой; самостоятельно играть лежа в кроватке некоторое время. Период бодрствования достигает уже двух часов.

 Пятимесячный карапуз способен различать интонацию голоса взрослого; выказывать свои собственные эмоции; долго рассматривать предметы и свои ручки; улыбаться в ответ на увиденное собственное отражение в зеркале.

 Шестимесячный малыш реагирует на собственное имя; может пить из чашки; пытается произносить свои первые слоги; вслушивается в звучание речи взрослого человека. На этой ступени развития ребенку требуется больше общения.

 В семь-восемь месяцев дитя начинает различать и узнавать предметы; четко повторять простые слоги (га, да, ав); эмоционально воспринимать происходящее, выражая какие-то свои чувства так называемыми словами; активно лопотать; манипулировать предметами (погремушками); различать своих и чужих людей.

 В девять месяцев большинство малышей уже могут выполнять некоторые команды взрослых (покажи у мишки глазки, носик) и осознанно звать маму.

 В десять месяцев малыш может подать названную взрослым игрушку; играть в «ладушки» или «гуси-гуси», проговаривая слоги слов игры; попрощаться с кем-либо, помахивая ручкой вслед; катать мяч, собирать и разбирать пирамидку. Десятимесячный ребенок активно ползает, а некоторые уже начинают и ходить. На данном этапе малышу необходим простор для полнейшего изучения окружающего его мира.

 К году ребенок начинает постигать смысл слова «нельзя»; понимает речь, обращенную к нему; просится на горшок; головкой отвечает «да» или «нет». Именно в этом возрасте начинают закладываться основы собственной речи ребенка. В годик словарный запас некоторых малышей достигает даже 15 слов.

 Но нельзя утверждать, что все описанное выше относится к каждому отдельно взятому малышу. Все зависит от таких обстоятельств как условия жизни ребенка, его здоровье, наследственность и индивидуальные особенности.

 К тому же психическое развитие малыша напрямую связано с уровнем развития его опорно-двигательной системы и мелкой моторики. Потому следует больше уделять внимания развитию физическому и манипулированию с мелкими предметами.

 И помните дорогие родители, что психологическое развитие ребенка до года всецело зависит только от вас, вашего умения и желания заниматься своим чадом!

Просмотров: 985

Отзывы о статье: 0 (читать все отзывы о статье, добавить отзыв о статье)

Добавить отзыв

Дата: 11.02.2014